Версия для слабовидящих
Версия для печати

Губернатор Иркутской области: в кризис будем искать "зерна развития"

31.12.2015

Губернатор Иркутской области: в кризис будем искать "зерна развития"

2015 год войдет в историю Иркутской области как год возвращения прямых выборов губернатора. Свою политическую волю жители региона изъявили впервые за 15 лет, заставив буквально всю страну следить за двумя турами голосования. О проблемах и перспективах региона, оказавшегося в новых политических реалиях, в интервью ТАСС рассказал губернатор Приангарья Сергей Левченко. 

- Сергей Георгиевич, вступив в должность губернатора в октябре этого года, вы оценили экономическое положение региона как достаточно сложное. Вашему правительству пришлось столкнуться с серьезным - порядка 6 млрд руб. - падением доходов бюджета. Какова антикризисная стратегия? 

- Мы с Законодательным собранием решили, что в ближайшие два месяца разработаем антикризисный план. В основном он будет состоять из разного рода сокращений, или, как сейчас принято говорить, оптимизаций. Но важно, чтобы в нем были и зерна развития, поэтому уже через недели две-три после презентации антикризисного плана будем принимать и программу развития Иркутской области. И думаю, что после отраслевых обсуждений мы проведем общую конференцию, посвященную развитию области, после чего план утвердят. А затем будет послание губернатора, где будут озвучены планы на текущий год и задачи на пятилетний период. 

- Ваша победа на губернаторских выборах как кандидата от КПРФ стала одним из самых заметных российских политических событий 2015 года. В 2016 году вашей партии предстоит принять участие в выборах в Госдуму. Вы хотели бы возглавить партийный список? 

- Я уже много раз возглавлял список в Госдуму, и каких только слухов в связи с этим не было. Я только начал работу здесь и не собираюсь никуда уходить. Другое дело, что у нас много известных людей. Не обязательно я должен возглавлять партийный список. Стоять первым в списке, прекрасно понимая, что я не пойду туда, а останусь здесь работать - это некоторое лукавство. Я не хочу, но если более солидного варианта не будет, то я буду возглавлять. Однако это не значит, что я уйду туда работать. 

- На рассмотрении правительства РФ сейчас находятся документы по золоторудному месторождению-гиганту Сухой Лог. Возможно, оно будет выставлено на торги уже в первом квартале 2016 года. В Минприроды РФ говорят, что одно из условий торгов, чтобы не менее 25% в проекте приходилось на госучастие - таково требование Иркутской области. Оно было сформулировано вами и вашим предшественником (Сергей Ерощенко покинул пост губернатора региона, проиграв досрочные выборы в сентябре 2016 года)? 

- Да, это было его предложение. Но я с ним согласен. Речь идет о том, чтобы контроль за разработкой месторождения был у компании с госучастием. Это главное условие, которое мы хотели ли бы, чтоб было заложено в требования к аукциону. Но не единственное. Разговаривая со всеми потенциальными участниками проекта по разработке Сухого Лога, я многим говорил о том, чтобы выйти сообща на разработку. Во-первых, мы можем использовать те мощности по обогащению, по золотоизвлечению, которые в Бодайбинском районе уже существуют. У золотоизвлекательных фабрик, которые там работают, постепенно добыча становится меньше, их мощности освобождаются. Если придет организация, которая не имеет фабрик по золотоизвлечению, значит, эти будут стоять, а новые будут строиться, на что уйдет минимум два года, не говоря уже об инвестициях. Соединить новых золотодобытчиков с теми, кто уже там работает и у кого есть мощности, - серьезная задача для региона. Существует и вторая предпосылка для объединения - энергетические ресурсы. Бодайбинский район испытывает острую потребность в электроэнергии, и золотодобывающие компании самостоятельно тянут ЛЭП, каждая для себя. Отдельно энергетики ("Иркутскэнерго". - ТАСС) рассматривают возможность ввода новых мощностей, поэтому и в плане энергетической инфраструктуры нужно также срочно сформировать решение - как мы будем разрабатывать одно из последних оставшихся крупных месторождений в мире. 

- В 2015 году в собственность Иркутской области был передан международный аэропорт Иркутск. Одним из условий смены собственника, прописанным в постановлении правительства РФ, была реконструкцию аэропорта. Проект, начатый прежними властями, был подвергнут вами критике. Означает ли это, что решение проблемы с устаревшей аэропортовой инфраструктурой в Иркутске снова затянется? 

- Мы договорились с потенциальными инвесторами, в том числе с "Ростехом", что возвращаемся к началу и рассматриваем не менее шести вариантов расположения аэропорта. Причины, по которым не стоит строить аэропорт на старом месте, как это предполагалось ранее, нами назывались не раз. Они носят, в том числе, и экономический характер. Никто не просчитывал, во что выльется один только снос частных домов для разворота взлетно-посадочной полосы, а их там около 600. Параллельно мы будем заниматься реконструкцией действующего аэропорта. Это (строительство нового аэропорта. - ТАСС) песня длинная, минимум на пять лет. А действующий аэропорт должен быть в нормальном, хорошем состоянии. С таможенными органами мы сейчас решаем вопрос об увеличении постов для проверки прилетающих. Нельзя допускать, чтобы при прилете международных рейсов в Иркутск были многочасовые очереди для того, чтобы пройти таможенный контроль. Но первоочередная задача - сделать нормальную взлетно-посадочную полосу. У нас осталась неотремонтированной ее центральная часть. Чтобы продолжить реконструкцию на участке длиной в 900 м по центру и на магистральной рулежной дорожке, планируется в 2016 году привлечь 350 млн руб. из внебюджетных источников. 

- В преддверии Нового года в Иркутской области крайне остро встал вопрос с субсидированием авиаперелетов на север региона. Авиакомпания "Ангара", доминирующая на региональном рынке авиаперевозок, заявила, что выделенных из бюджета средств не хватит на то, чтобы осуществлять рейсы в отделенные северные территории - поселки Мама и Ербогачен. Какие меры предпринимаются правительством?

- Правительство ни при каких условиях не пойдет на то, чтобы лишить жителей северных поселков сообщения с "большой землей". Наша главная задача в том, чтобы сохранить транспортную доступность для всех жителей Приангарья. Первые авиарейсы в поселки Мама и Ербогачен в новом году авиакомпания "Ангара" совершит по расписанию. Нам удалось прийти к соглашению с авиаперевозчиком по этому вопросу, а также по поводу пассажирских вертолетных перевозок на 2016 год в Киренском и Катангском районах. Сейчас проводится дополнительная экспертиза расчета экономически обоснованного размера недополученных доходов, на компенсацию которых посредством госсубсидий претендует "Ангара". На основании результатов этой экспертизы мы договорились с авиаперевозчиком подписать допсоглашение. Несмотря на необходимость сокращения бюджетных расходов, фактическое количество субсидируемых авиарейсов мы планируем сохранить в 2016 году практически на прежнем уровне. Потребуется добавить средств - рассмотрим вопрос. Но субсидируемые авиаперевозки теперь будут осуществляться на конкурсной основе. Мы не будем ни для кого создавать привилегированных условий. Фактически раньше это была система дотаций одной компании. Мы обратились к ряду авиаперевозчиков, которые готовы прийти и осуществить эти авиаперевозки, приняв участие в конкурсе. Нужно признать, что у нас достаточно серьезные проблемы с северными аэропортами. Каждый маленький аэропорт не сможет выжить в тяжелых, кризисных условиях. Все они находятся либо в банкротном, либо в предбанкротном состоянии. Например, в Киренске предприятие находится в состоянии банкротства, в Усть-Илимске аэропорт недооборудован. Где-то попросту недостает средств на очистку взлетно-посадочной полосы зимой. А ведь это все связано с очень важным вопросом - обеспечением безопасности людей. Мы так скоро дойдем до того, что самолеты у нас будут, а приземляться воздушным судам станет негде. Малые аэропорты на севере Иркутской области в нынешних условиях нерентабельны. Но их положение может исправить централизация - если их возьмет под крыло международный аэропорт Иркутск. 

- Иркутская область - один из регионов с богатыми традициями высшего образования. Как в регионе отнеслись к новой реформе высшей школы, к предложению Минобразования создать опорный университет? Будут ли иркутские вузы объединяться и участвовать в таком конкурсе? 

- Мы встречались по этому поводу с министром образования Дмитрием Ливановым и теперь готовы выйти с инициативой по изменению критериев конкурса на создание опорного университета. Нынешняя реформа высшего образования подталкивает к тому, чтобы механически объединить несколько вузов. Для нашей области искусственно загнать всех в один клубок - это уничтожить все вузы разом. Мы в настоящее время ищем вариант, чтобы совершить корпоративное объединение, сохранив автономное управление каждого вуза, обсуждаем эту тему с руководством федерального Министерства образования. Нельзя обольщаться, что наши вузы могли победить в первом этапе на звание федерального. Много сделано для того, чтобы сохранить ведомственные и узкоспециализированные вузы. Я провел переговоры в Минсельхозе РФ - аграрный университет под эту реформу не подпадает. Договорились про ИрГУПС (Иркутский госуниверситет путей сообщения) и медицинский университет. Остаются по сути два вуза - ИГУ (Иркутский госуниверситет) и БГУ (Байкальский госуниверситет). Говорить, что оба они по отдельности могут претендовать на звание опорного, нельзя, за два месяца объединить их тоже невозможно. Решением может стать, например, изменение критериев конкурса, по которым на статус опорного университета могут претендовать вузы в единоличном порядке, что даст возможность участия в конкурсе, например, Иркутскому государственному университету. Это очень больная тема, в нее вовлекают студентов. Я бы посоветовал не разогреваться, а вместе искать решение проблемы. 

- Иркутская область сохраняет за собой две лидерские позиции в лесном комплексе: самая большая площадь, занятая лесом (77,4 млн га), и рекордные объемы заготовки (30 млн кубометров в 2015 году). Однако нелегальные рубки остаются серьезной проблемой. Какие меры сейчас необходимы для повышения эффективности лесного комплекса?

 - На сегодняшний день лесное хозяйство региона дает всего 3,5% поступлений в доходную часть бюджета, хотя производит 19,5% всей товарной продукции региона. Я поставил задачу увеличить поступления в доходную часть, обеспечить полную загрузку предприятий по переработке и увеличить глубину этой переработки. Нам нужен как минимум еще один комбинат по производству целлюлозы (потому что это самая глубокая переработка) мощностью не менее 1 млн тонн в год. Где он будет создан, еще предстоит решить. Одновременно будем более тщательно работать с арендаторами по уплате налогов. Один из способов повышения отдачи от лесной отрасли носит откровенно силовой характер: с 10 декабря в области проводится операция "Лесовоз", в которой участвуют 412 одних только инспекторов Федерального лесного надзора. По всей территории области, включая самые отдаленные и малонаселенные районы, работают 89 передвижных постов. Один из них впервые был организован на автодороге Братск - Кодинск, по которой в область везут незаконно заготовленный лес из Красноярского края. Нами подготовлены решения и управленческого характера: в январе я планирую подписать распоряжение о создании министерства лесного хозяйства, в течение первого квартала будет проведена вся необходимая подготовительная работа, и с апреля оно приступит к работе. Одна из первых задач министерства - проработать необходимость восстановления областного закона, который даст сотрудникам министерства право не только проверять работу арендаторов и лесозаготовителей на лесных участках, но и заходить на любой оптовый склад. 

ТАСС. Екатерина Слабковская

Возврат к списку

Информационные ресурсы Иркутской области